Клирик Новокузнецкой епархии прочел лекцию «Почитание Божией Матери в древней Церкви»

24 октября 2024 года в Центре подготовки приходских специалистов Новокузнецка в рамках лектория состоялась встреча на тему «Почитание Божией Матери в древней Церкви».

Лектор – священник храма Святой Троицы г. Новокузнецка иерей Александр Хорошилов – рассказал о библейских упоминаниях Богородицы, о первых изображениях и литургическом почитании Божией Матери.

Образ Богородицы известен и близок христианам: мы представляем, как Она выглядела, знаем факты о Ее жизни, часто обращаемся к Ней в молитвах. Но если задаться вопросом, откуда нам все это известно, ответ будет не столь очевиден.

Пророчества о Богородице усматриваются уже в Ветхом Завете. Самые известные –предсказание в книге Бытия: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт. 3:15), пророчество Исайи «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис.7:14), а также образы Неопалимой купины, лестницы, которую видел Иаков, и другие. Хотя эти указания косвенны, православная экзегетика относит их именно к Божией Матери.

В Новом Завете встречается лишь несколько отрывков, в которых фигурирует Богородица: Благовещение, Рождество и еще несколько эпизодов из жизни Христа и апостольской общины.

Некоторые сведения о Богородице содержатся в апокрифах. Но в целом текстовых источников о Богородице сохранилось очень мало.

Зато до нас дошли изображения: их создавали в катакомбах, которые служили для христиан первых веков местом совершения богослужений. Самые древние сохранившиеся образы датируются II веком и находятся в Катакомбах Присциллы (Рим), изображения III-IV веков находятся в Мавзолее Галлы Плацидии (Равенна). Древние художники изображали Марию, кормящую Младенца, мотивы Благовещения, Рождества Христова. Однако эти изображения были, скорее, художественные, а не иконографические.

Почитание Богородицы возрастает с IV века, что во многом связано с ответной реакцией Церкви на появление еретических учений. С этого времени в богослужебный круг входят двунадесятые Богородичные праздники – Успение, Благовещение, Рождество Богородицы; к IV веку восходят первые иконы Богородицы – изображения, наполненные богословским содержанием, – Оранта и Одигитрия.

Фото