Благодать Святого Духа подается во всех Таинствах, но Миропомазание есть Таинство Святого Духа по преимуществу; оно завершает крещение. Крещение – духовное рождение, Миропомазание – духовное возрастание. Дух Святой прежде всего помогает усвоению учения Церкви, то есть возрастанию в премудрости, так как Он есть Дух премудрости и разума.
В Миропомазании крестообразно помазуются: чело, глаза, уши, уста, грудь, руки, с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. В этот момент, верующему подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни. При помазании чела Святой Дух освящает наш ум, при помазании груди освящает чувства и желания, при помазании органов чувств освящает все наши чувства, слово, язык, при помазании рук и ног освящает все дела и поведение человека.
Таинство оканчивается троекратным хождением священника, восприемников и новокрещеного вокруг купели. Круг есть символ вечности, и этот обряд знаменует вечную силу совершенного Таинства. Также к Таинству присоединяются омовение (от мира) новокрещеного и пострижение его волос. Омовение от мира вводит нового христианина в обычную жизнь с напоминанием того великого, что совершилось с ним; пострижение же волос на голове выражает готовность принести себя в жертву Богу.
Таинство Миропомазания сперва совершалось через возложение рук епископа, а позже на Востоке, ввиду больших расстояний, епископы стали благословлять масло и передавать его священникам для совершения Таинства. Теперь миро освящается Патриархом по особому богослужебному чину в Великий Четверг.