Церковный этикет

       Церковь – особое, священное место. Именно поэтому следует знать и строго соблюдать правила поведения в ней. Особенно это касается людей, редко посещающих храмы и не очень часто присутствующих на службах. Прежде чем отправиться в святое место, необходимо изучить и запомнить, как правильно вести себя в церкви. Излишне говорить о том, что на вас должен быть нательный крестик и соответствующие одежды. Мобильный телефон следует отключить на время посещения храма. Посещая церковь, необходимо соблюдать следующие правила:

       Женщинам не положено приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голову нужно покрыть платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.                                                                                                                                               
       Войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя: “Простите меня, братья и сестры “, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
       Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крёстное знамение и совершают поклоны.
       Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед отцом. Если вы не понимаете слов молитвы, то произносите про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную)» . Крестное знамение и поклоны старайтесь совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь — это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ни о чем земном, но только воздыхай и молись о грехах своих.
       Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу.
Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять? На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя “. Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.
       Помните, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить, И, следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.
       Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешевые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем. В первую очередь ставится свеча к празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
       Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста? Перед образом Спасителя моли про себя: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную)” или “Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Перед иконой Божией Матери произноси кратко:   “Пресвятая Богородице, спаси нас».
       Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим “. И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою — то получишь облегчение и помощь, а может и то, о чем просишь, если просимое будет полезно для спасения твоей души.
Самое важное — поминовение усопших на проскомидии. 
       Ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею Великою Жертвою.
       Для чего совершается поминовение усопших? Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них пред Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви. Святые отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв и преимущественно бескровной жертвы, т.е. поминовения на литургии (проскомидии).
       При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю — это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться в сторону кадящего.
       Концом литургии является выход священника с Крестом и называется «отпуст». Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют подножие Его и священническую руку, держащую Крест.
       Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию, верующие заказывают благодарственные молебны в честь праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.
Что означает причащение Святых Тайн Тела и Крови Христовых?
       Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ил. 6, 53).
       Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем (Ин. 6, 56). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и поблагодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26-28).
       Как учит Св. Церковь, христианин, принимая Св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос.  Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.    Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
       Итак, если покаяние очищает нас от скверны на шей души, то причастие Тела и Крови Господних наполняет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
       Но следует твердо запомнить, что как бы ни было для нас необходимо причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
       Апостол Павел пишет: “Кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню не достойно, виновен будет против Тела и Крови Господней “.        “Ибо кто ест и пьет не достойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая  о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает” (1 Кор. 11,27-ЗО).
Сколько раз в году нужно причащаться? Преподобный. Серафим Саровский заповедал Дивеевским сестрам: “Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Тайн.
       Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыты язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется”.
Что такое соборование?
       Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
       В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14-1 5).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости.      А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто вёдет к исцелению тела.
       В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и, обязательно, в праздники.
Установление и соблюдение праздников.
       Это необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.
       Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.
Что такое пост?
       Пост— это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, это покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
       Преподобный Варсонофий Великий говорит:   “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.      Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом).
       О том же говорит и св, Иоанн Златоуст:“Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то, или как лишение себя чего-то в виде наказания  —  пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов: через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
       Пост не есть голод.   Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий.  Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: “постимся, братие, телесно, постимся и духовно”.   Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение. По словам еп. Германа: “Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями “.