Таинство Брака

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСКОМ ТАИНСТВЕ БРАКА.

       Христианский брак означает добровольный союз между мужчиной и женщиной /женихом и невестой/ на основе взаимных любви и согласия с целью создания семьи.

       В то же время вступающие в супружеский союз в соответствии с гражданским и церковным Законом принимают обоюдное торжественное обещание навсегда свято хранить честь своего супружества, заботиться о поддержке друг друга в трудных обстоятельствах, ответственно растить и воспитывать своих детей достойными гражданами своего Отечества.

       По свидетельству св.Библии, супружеский союз установлен был по благословению Божию /кн.Быт.гл.I,ст.26-28/. А поскольку вступающие в брак принимают на себя ответственность по заботе и воспитанию своих детей, то этот союз любви во все времена считался в христианском обществе пожизненным и нерасторжимым. Значение и важность такого взгляда вновь были подтверждены определением Юбилейного Архиерейского Собора в 2000 году: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной — прелюбодействует» /Матф.гл.19,ст.6-9/.

       На протяжении веков эти евангельские слова были у нас на Руси важным определением уклада семейной .жизни. Развод осуждался Церковью как великий грех пред Богом и преступление перед обществом., ибо он приносит тяжкие страдания по меньшей мере одному из супругов и больше всего малым детям. В итоге разрушается семья.

       После произошедшей в нашей стране революции 1917 года и установлении атеистического диктата на смену религиозному самосознанию народа были провозглашены новые идеи и взгляды. Отныне всё прежнее и доброе объявлялось устаревшим и пережитком. Пропаганда новых отношений коснулась и православного брака. Вместо нравственных правил и строгих традиций наступило общее расслабление и вседозволенность под видом «пролетарской свободы». Отголосок этой распущенности, охотно принятой в среде тогдашней молодежи, постепенно дожил и до нашего времени. Выпущенный злой колдун не желает вернуться в своё прежнее место обитания.

       Среди современных молодых людей есть немало таких, которые не желают в браке стеснять свою холостяцкую свободу супружескими обетами или родительским долгом о своей семье. Им дороже и желательнее развлечения в компании сверстников, где доступен не только алкоголь… Эта «вольница» в среде сомнительных компаний неизбежно и незаметно оказывает на человека влияние, при котором зреют чувства отчуждения к жене и детям. Это обычное начало пути, по которому приходят к разрушению своих супружеских союзов.

       Показательно, что в современном лексиконе о браке появились новые вульгарные названия: жених и невеста называются теперь «партнерами», любовь подменена словом «секс», сожительство без оформления в законном порядке именуется «гражданским браком». Отпала практика сватовства, когда родители жениха и невесты знакомились, в какой семье воспитывались влюбленные. Чаще всего молодые люди в данное время сами решают вопросы о предстоящем супружестве без помощи жизненного опыта и мудрых советов своих родителей. Так проще. Нет у нас и защиты со стороны гражданского Закона, чтобы призвать к ответу виновника в разрушении семьи. Зато упрощена процедура по разводу, где совершается это в одностороннем порядке.

       «Потерпевшая сторона» обращается к Церкви с просьбой о письменном подтверждении по делу о распавшейся семье. В этом случае Церковь в лице епархиального Архиерея выдаёт истцу такой документ в ответ на письменное прошение по определённой форме и предоставления Свидетельства из ЗАГСа о расторжении гражданского брака. В этом случае Церковь руководствуется со своей стороны принятым решением уже упомянутого выше Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, где сказано:

       «Согласие на расторжение ЦЕРКОВНОГО брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является совершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не признаётся возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу.

       Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

       В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимий, согласно Правилам святого Василия Великого, увеличивается» /Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва. 2000г. Стр.106/.

       С началом перестройки в нашей стране наступило время духовного возрождения. Всё чаще люди стали обращаться к Церкви, особенно в связи с массовыми крещениями и венчаниями. При этом наблюдалось в отношении к венчаниям двоякое побуждение: одни делали это из соображения своей религиозной веры, тогда как другие желали получить в этом гарантированную защиту своих отношений в семье, и не более.

       И когда по причинам одного из супругов семья распадается, то потерпевшая сторона иногда считает, что, виновата Церковь. Конечно же это неправильное рассуждение. В этом случае можно указать на такой пример. Когда курсанта готовят к управлению автомобилем, то ему в процессе обучения объясняют устройство и назначение всех агрегатов автомашины. Кроме занятий по практике вождения от него требуется и изучение Правил дорожного движения. Но вот пройдена программа обучения, успешно сданы экзамены и окончившему вручают права с напутствием грамотной и дисциплинированной езды. Но выпускник, оказавшись наедине с собой, начал ездить с сознательными нарушениями полученных знаний и предупреждений. И когда однажды это закончилось аварией с тяжелыми последствиями, то кто виноват: он или автошкола? Так вопрос и в отношении Церкви, которая преподала благословение и напутствие новобрачным не на разнузданные похождения, а на хранение супружеской верности, создание семьи и достойное воспитание будущих граждан в лице своих детей.

       А что касается регистрации супружеского союза по правилам Закона своей страны и венчания в православном храме по церковному Закону, то это установлено для законопослушных граждан и православных людей, призывающих на свои дела и благие начинания благословение Божие. И хорошо бы помнить свои клятвенные обещания при жизни в супружестве, сознавать свою ответственность за них пред Богом и обществом, не создавать добровольно опасных и угрожающих предпосылок для собственной семьи. И тогда никто и ничто не разрушит семейное счастье и благоденствие.

       Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз стал средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).  Но рождение детей не единственная цель брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему ; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Поэтому для христиан брак стал не просто средством продолжения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Христианскую семью называют «малой церковью», ибо единство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой семье», — это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность.

       Есть и другая цель у брака — предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

       Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи. Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам — то это неправильно. Прежде венчания желательно подойти к священнику за разъяснением его смысла, необходимости и важности.

Когда венчание не совершается?

       Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои). Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

       Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо заранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желающим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование. Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочестивой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой. Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей.

Запись на венчание

       Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а прежде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо поговорить со священником. Если священник увидит, что желающие вступить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Свидетели на Венчании

       По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию.

       Венчаться после рождения ребенка можно не ранее 40 дней после родов.

       Можно и нужно Венчаться парам давно состоящим в браке. Пары, венчающиеся в зрелом возрасте, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему муж глава семьи?

       «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23). Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Но это равенство не упраздняет естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием » (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11:11-12). Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает семью устроенную иерархично — жена сотворена помощницей мужу: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9). Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу , потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна: или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения ; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» — семье.

       Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принадлежит Богу-Отцу. Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, например, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это единолично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех областях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в некоторых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

       Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью канонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в качестве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается. В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь: и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

       Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

       В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).