Таинство Крещения

      Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5) – слова Господа.

      Стать христианином – это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себяполноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов. Такое обращение бывает иногда крутым или постепенным. Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, с сознанием связанности её с действием злых духов и отречения от них.

      Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. Игнатий Брянчанинов пишет: «В падшем естестве нашем не уничтожено святым Крещением свойство рождать из себя смешанное зло с добром».

      Святитель Феофан Говоров: «Господь приступающего к нему с покаянием и верою приемлет, прощает ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою препобеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемойему для того благодати».

      Крещением вовсе ничего не уничтожается.Человек остается смертным, тленным, страстным, т.е. подверженным болезням. Более того, в крещении не исцеляется и родовой грех, т.е. родовые болезненные наклонности.

      Архимадрит Иустин Попович: «Благодать, преподаваемая падшему человеку через Иисуса Христа, не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, во мгновение ока, но постепенно проникает все психофизические силы человека соразмерно его личному подвигу и новой жизни».

      Иоанн Златоуст: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин, ни священная трапеза, ни сподобление Тела, ни приобщение Крови и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха».

      Крещение неразрывно с искупительным подвигом Иисуса Христа. Чтобы этот подвиг принес нам пользу, надо верить в Господа, покаяться и через святое Крещение войти в Его вечное Царство. Крещение служит для нас дверью в Царство Небесное, или Церковь, и допускает к участию в таинствах.

      «Покайтесь, сказал апостол Петр иудеям, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян.2,38). В крещении происходит отпущение всех личных грехов, очищается душа от грехов, если приступают к нему с верой и благоговением, с соответствующим настроением. И насколько у человека сопрягается восприятие таинства с покаянием, настолько человек и очищается от грехов.

      Нельзя сказать, что Таинство Крещения совершилось такого-то числа – оно продолжается всю жизнь человека. Почему? Мы говорим, что в Таинстве Крещения мы умираем и совоскресаем со Христом, но мы же ещё не умерли и не воскресли с Ним.

      Таинство покаяния тоже продолжается всю нашу жизнь. Покаяние – изменение ума, изменение образа существования человека, вольное, свободное решение изменить своё духовное бытие. А поскольку наша греховность, наша болезнь остаётся с нами и после крещения, наша воля всегда должна быть направлена на то, чтобы изменять, преображать в себе греховного человека. Поэтому таинство покаяния – это постоянное содержание нашей жизни. В покаянии должна быть установка на рождение в себе подлинной любви к человеку. (В.Шмалий)

      Святые отцы говорят – что в крещении дается семя новой, возрожденной Христом человечности. В нашего ветхого человека всевается семя нового человека. Происходит – рождение нового человека, того, которого я ниоткуда не мог получить и никакими усилиями не могу в себе создать.   Семя – вот центральное понятие, которое соединяется с таинством крещения.

      Преп. Симеон Новый Богослов: «Уверовавший в Сына Божия кается в прежних своих грехах, и очищается от них (от грехов) в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещеного как в утробу Приснодевы и пребывает в нем как семя».

      В человеке который христианскую веру и крещение воспринял – теперь два человека – ветхий и новый. В нашего ветхого человека всевается семя нового человека.

      Святитель Игнатий Брянчанинов: «Святой Исаак Сирин (слова 1 и 84) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю». «Дар этот сам собою совершенен, но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство». «По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями и по мере этого возделания».

      Дается только семя, а совсем не древо и совсем еще не плоды. Всеивается только семя, которое входит только при определенных условиях, а этими условиями является личное произволение человека, а проще сказать – его духовная жизнь. А при неправильной духовной жизни это семя так и останется. Господь сказал: «Семя, если не умрет, не принесет плода». Можно принять это семя, и оно остается бесплодным.

      Крещение младенцев Православная Церковь совершает по вере родителей и крестных. Восприемники при крещении ручаются перед Церковью за веру, и доброе христианское воспитание крещаемого младенца. Родители и крестные должны быть верующими. Очень тяжело крещенному младенцу вырасти христианином, если родители и крестные являются верующими только на словах, Богу не молятся, в церковь не ходят, заповеди не соблюдают.

СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА

      Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры. Заклинание сатаны открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который в свою очередь не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха.

      Символ веры содержит все христианские истины, которые в древности люди знали до крещения, а в наши дни некоторые не знают и после.

      Само Таинство Крещения состоит в освящении воды и елея,  помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Вода в крещении символ очищения , а погружение в неёсимвол покаяния. Входя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой, а через крещальную смерть совершается его новое рождение. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – освобождённую от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнаной. Нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.